Виды        4952         0

Особенности и нюансы правового статуса лиц без гражданства

Лицо без гражданства — лицо, не имеющее устойчивой политико-правовой связи и не связанное взаимными правами и обязанностями ни с одним государством. По разным оценкам, таких людей в мире насчитывается до 15 млн., что сравнимо с населением какой-либо европейской страны или крупного российского региона.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Правовое и социальное положение таких лиц очень уязвимо, и во многом зависит от законодательства страны их пребывания.

Что это такое

Состояние, когда человек не имеет гражданства определенного государства, по-другому именуется безгражданством или апатризмом и является предметом регулирования в международном праве.

В современных правопорядках гарантии прав человека и личности во многом связаны с его гражданством: социально-экономические права, правовая и дипломатическая защита предоставляются государством прежде всего своим соотечественникам.

Лица без гражданства не имеют паспорта какой-либо страны по разным причинам: это может быть и лишение гражданства (по политическим, религиозным, этническим основаниям), добровольный выход из гражданства, ликвидация государства в целим, рождение от родителей-апатридов и др.

Даже в современных и развитых странах возможны коллизии права, ведущие к апатризму.

В частности, гражданство Лихтенштейна теряется при вступлении его гражданина в брак с иностранцем, а если у аргентинцев рождается ребенок на территории другого государства, он может стать лицом без гражданства.

Международное право исходит из того, что состояние безгражданства должно сокращаться, а самим апатридам страны их пребывания должны гарантировать все права человека, основные социально-экономические права и, при желании лица, давать возможность получить гражданство на законных основаниях в стране проживания.

Апатрид (от греч. apatris — не имеющий отечества) или лицо без гражданства согласно международному праву — это человек, который не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу законодательства последнего.

Основными международными документами об апатридах, являются:

  • Конвенция ООН о сокращении безгражданства (1961 года);
  • Конвенция о статусе апатридов (1954).

Во многих государствах, включая Российскую Федерацию, существуют законы, и специальные административные процедуры, устанавливающие особенности правового статуса лиц без гражданства.

Конституция

Российская Федерация в отношении лиц без гражданства полностью соблюдает нормы международного права, предоставляя им возможность получения гражданства (в ряде случаев — в упрощенном порядке), соблюдая и охраняя права человека.

Основным законом страны — Конституцией — в статье 62, установлено, что лица без гражданства и иностранцы пользуются в нашем государстве всеми теми правами, и должны исполнять те же обязанности, что и россияне.

Исключения из этого правила могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами.

Важно: положения Конституции о том, что признание, соблюдение и охрана прав и свобод человека являются высшей целью государства, в полной мере распространены и на лиц без гражданства (ЛБГ).

Особенности правового статуса лиц без гражданства

Основным документом после Конституции, регулирующим правовой статус апатридов в РФ, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (31.07.2002).

Он дает понятие апатрида как физического лица, не являющегося гражданином РФ и не имеющего доказательств того, что у него имеется гражданство другого государства.

В отношении апатридов в Российской Федерации определен режим иностранцев, то есть из национального режима изымаются ряд прав, предоставляемых только гражданам РФ (в основном, в политической сфере).

Кроме того, следует отличать правовой статус иностранцев и апатридов, временно пребывающих в России, и постоянно проживающих в ней.

Законодательно установлено, что иностранцам и лицам без гражданства в России предоставляются все права и свободы человека (за рядом исключений), и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан.

В частности, апатриды не могут:

  • участвовать в политических выборах (в том числе, вступать в партии и объединения);
  • проходить военную службу;
  • занимать некоторые должности (к примеру, управлять воздушными и морскими судами, занимать государственные должности).

Изъятия существуют и при передвижении по территории РФ — лицам без гражданства ограничен доступ в:

  • военные городки;
  • приграничные зоны;
  • зоны бедствия и ЧС.

Кроме того, проживая или пребывая на территории РФ, апатриды обязаны соблюдать национальное законодательство, платить налоги и т.д.

Совокупность прав и обязанностей лица без гражданства составляет его правовой статус. При этом часто считается, что правовой статус апатрида и иностранца в РФ идентичны.

Однако это не совсем верно: апатрид, не имея никакого гражданства, всегда находится только под юрисдикцией страны пребывания, в то время, как иностранец дополнительно пользуется и покровительством (защитой) своего государства.

Видео: Специальные центры

Законодательство

Российская Федерация способствует сокращению безгражданства.

Кроме Конституции и Закона о положении иностранцев, нормы, связанные с положением лиц без гражданства, содержатся в следующих законодательных актах:

  • Закон о гражданстве (ФЗ № 62 от 31.05.2002). Устанавливает правила и процедурные моменты получения апатридами гражданства. Также определено, что ребенок апатридов, родившийся в России, является ее гражданином.
  • «О миграционном учете» (ФЗ № 109-ФЗ от 18.07.2006). Устанавливает порядок въезда, перемещения и проживания в РФ как иностранцев, так и апатридов.
  • Трудовой кодекс. Регулирует особенности, связанные с приемом на работу и трудовыми отношениями иностранцев и ЛБГ.

Постоянно проживающий в РФ апатрид, при наличии оформленных в соответствии с миграционным законодательством документов, вправе без ограничений трудиться в регионе пребывания, получать социальную поддержку, быть застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, получать медицинскую помощь.

ЛБГ, постоянно проживающие в РФ, и осуществляющие трудовую или предпринимательскую деятельность, обязаны платить налоги по нормам, установленным в Налоговом кодексе РФ.

Если апатрид желает получить российское гражданство, ему следует пройти процедуру из нескольких этапов:

  • Легализацию личности. В ГУВМ МВД, ведающее миграционным учетом, следует предоставить документы, удостоверяющие личность (любые бумаги, содержащие персональные данные лица), заявление и автобиографию. Могут быть привлечены свидетели, знающие ЛБГ лично. После проверки, занимающей до 3-х месяцев, лицу будет предоставлено временное удостоверение.
  • Получить вид на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное пребывание (РВП). Если апатрид рожден на территории РФ, либо бывшего СССР, либо имеет супруга или ребенка — гражданина РФ, либо его родители — нетрудоспособные граждане РФ, он вправе получить РВП в приоритетном порядке (даже если нет квоты). Через год разрешение может быть заменено видом на жительство.
  • По прошествии 5 лет проживания в Российской Федерации ЛБГ может оформить гражданство.

Помимо общей процедуры получения гражданства существует упрощенная, занимающая всего полгода.

Она доступна следующим лицам:

  • носителям русского языка;
  • рожденным на территории СССР;
  • состоящим 3 и более лет в браке с российским гражданином.
Перечисленные лица могут получить гражданство, даже не въезжая в Россию, а обратившись в диппредставительство РФ в стране своего проживания (например, в одной из стран-бывших республик СССР).

Ответственность

Административная ответственность по КоАП РФ установлена для лиц без гражданства на одинаковых основаниях, как для граждан РФ, так и иностранцев.

Незаконно пребывающими в стране считаются лица, которые въехали в РФ с нарушением правил, проживают без регистрации, уклоняются от нее, утратили документы или не выезжают из страны по истечении срока РВП.

В частности, предусмотрена ответственность по КоАП за:

  • нарушение правил въезда, проживания, пребывания (ст. 18.8);
  • нарушение правил иммиграции (ст. 18.12).
Согласно ст. 3.2 КоАП РФ апатрид может быть выдворен из страны по решению суда (если лицо пребывает на территории РФ), и по решению должностного лица, если нарушение допущено при въезде в страну. Процедура выдворения проводится по ст. 34 ФЗ № 115-ФЗ.

Лица без гражданства могут подвергнуться и депортации, в случае, если их пребывание в стране будет признано нежелательным. Депортация происходит в срок 3 или 15 дней, по решению компетентного органа, принятому согласно ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» № 114-ФЗ от 15.08.1996г.

Уголовной, гражданско-правовой, налоговой ответственности ЛБГ подлежат на общих основаниях с гражданами РФ и иностранными гражданами.

Правда, в отличие от последних, апатриды не могут быть переданы для отбытия наказания в другую страну, поскольку никакого гражданства не имеют.

В целом положение лиц без гражданства в Российской Федерации соответствует общепризнанным международным нормам права. Отечественное законодательство предоставляет и охраняет неотъемлемые права человека, при соблюдении иммиграционных правил разрешается проживание и трудовая деятельность, а при желании можно получить гражданство страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *